Техноэкономика УПК

Благодаря реализации различных федеральных и региональных программ материально-техническая база колледжей в последние несколько лет существенно обновилась. Образовательные организации регулярно получают современные лаборатории, учебные мастерские, промышленное оборудование. Студенты могут на практике осваивать востребованные работодателями основные образовательные программы.

К сожалению, материально-технические ресурсы колледжа не всегда загружены полностью. Вообще говоря, согласно теоремы Геделя о неполноте 100% идеал недостижим в принципе, простои в распределительной системе неизбежны. Но возможность «дозагрузки» появляется при включении ресурсов в систему обмена, а проще говоря, при их использовании для обучения по дополнительным программам и для производства общественно востребованной продукции.

21 ноября 2022 года законодатели приняли закон, устанавливающий право образовательных организаций на создание учебно-производственных комплексов для практической подготовки обучающихся. Также образовательные организации получили право оказывать содействие в трудоустройстве лиц, осваивающих или завершивших освоение основных профессиональных образовательных программ.

Выскажем три мысли, как можно с пользой для дела использовать полученные мощности, назовем их активами УПК, понимая при этом, что в колледже кроме материальных ресурсов имеются организационные в лице педагогов, мастеров производственного обучения и студентов-практикантов.

Рынок товаров и услуг

Во-первых, активы можно задействовать для производства востребованной на рынке продукции самим УПК.

Запустить малый бизнес для бывалого предпринимателя, не представляет труда, делов то: принять организационное решение, оценить нишу на рынке, упаковать продукт и создать воронку продаж. Но то для бывалого, а где взять таких в бюджетном образовательном учреждении? Как конкурировать на рынке с тертыми старожилами, пользующихся, распоряжающихся и обладающих действительно промышленными мощностями? Как скрестить обучение стажеров с производственным процессом, оставаясь в первую очередь образовательной организацией? В конце концов, где взять ресурсы для запуска бизнес-проекта? А что насчет логистики сырья и готовой продукции? Пока вопросов много больше, чем ответов, тем не менее, как говаривал классик, процесс пошел— на начало 2024 г. запущено или находится в стадии запуска около восьмиста УПК, абсолютное большинство из которых успешно одолело только первый — организационный шаг.

Рынок дополнительного образования

Во-вторых, активы УПК можно использовать по прямому назначению как материально-технические ресурсы программ ДПО, ДО и ПО колледжа.

Если колледж ранее не реализовывал такие программы, то может показаться что это нечто запредельное, требующее получения одобрения свыше за синей печатью. На самом деле нет никаких ни организационных, ни технических проблем, относительно несложно принять решение об оказании платных образовательных услуг, составить программы и заняться их реализацией. На сегодня рынке достаточно ИТ-инструментов для ДПО, способствующих выполнению поставленных задач. Огромный потенциал для масштабирования содержится в сетевой форме обучения. Причем сетевое взаимодействие можно выстраивать как с колледжами партнерами, так ВУЗами и индустриальными партнерами.

Предпринимательские проекты

В-третьих, самое неочевидное, включить активы разных УПК в предпринимательские проекты с несколькими промышленными переделами, для создания мелкосерийной продукции. При таком подходе участники проекта не покупают и не продают друг другу продукцию, а выступают как цеха единого предприятия, оставаясь при этом самостоятельными юридическими лицами. При реализации конечного продукта, каждый участник получает причитающееся в соответствии с контрактом. Кооперация более выгодна чем рыночные отношения, так как часть трансакций снимается, заменясь на систему многостороннего клиринга.

В качестве примера можно привести пример системы УПК Хабаровского края, конструируемой ИРО края и командой КВР, которые проектируют цепочки добавленной стоимости, начинающиеся с промышленного производства в одних колледжах и замыкающиеся на внешний рынок с помощью ресурсов УПК, специализирующегося на торговле и маркетинге.

Совместная (проектная) деятельность формирует предпринимательское сообщество СПО с залежами некапитализированных активов, общим корпоративным духом, а главное, уже существующим доверием участников друг к другу. УПК колледжа вместо бизнеса-одиночки, отгрызающего у конкурентов рыночную нишу становится частью могучей предпринимательской корпорации. Такая деятельность, кроме полезного выхода в форме готовой продукции, будет по сути многопользовательской игрой, в ходе которой участники приобретут предпринимательские навыки, так востребованные в новой экономике России.

Конечно, чтобы внутрення бюрократия проектов не сожрала добавленную производительность, для эффективного взаимодействия нескольких участников проекта нужен специальный инструмент, а точнее техноэкономическая платформа, обеспечивающая согласованную, с минимальными трансакционными издержками совместную деятельность.

Выглядит сложным, но только не для институциональных инженеров-техноэкономистов. В нашей стране в этой сфере имеется серьезный теоретический и практический задел. Так с 1998 г в центрах корпоративного предпринимательства ВШЭ, Сколково, МФТИ, МИСиС отрабатываются технологии институционального инжиниринга. На ПМЭФ 2022 г. и 2023 г. президент назвал техноэкономику одним из приоритетных направлений развития страны.

Платформа УПК станет надежным основанием для быстрого масштабирования экосистемы СПО, производящую востребованную продукцию, обеспечивающую подготовку квалифицированные кадров (как студентов колледжей, так и работников предприятий) по основным и дополнительным программам, выступающую ядром новой экономики — техноэкономики.